Что пишут Армении об Азербайджане?

Шаин Гаджиев,  редактор агентства Turan

Сообщения и статьи, связанные с Азербайджаном и Карабахским конфликтом занимают ключевое место в армянской прессе. Это не просто реалии сегодняшнего дня, а уже многолетняя традиция.
Причину объяснять, наверное, не стоит, она ясна. Важнее и интереснее содержание, характер этих публикаций.
За 30 лет армяно-азербайджанского конфликта выработался определенный подход, который в зависимости от политической конъюнктуры может меняться. Однако в целом, он остается неизменным.
Если попытаться систематизировать по темам, то публикации можно разделить по таким аспектам: история, психология и менталитет, геополитика, война, “искусственное” образование под названием Азербайджан, роль и влияние нефти на конфликт, юридическая обоснованность выхода Карабаха из состава Азербайджана и др.

Пожалуй, главное в том, что в армянской прессе отсутствует альтернативное мнение по практическим всем упомянутым вопросам. Если говорить коротко, то общее мнение таково: армяне правы, азербайджанцы – агрессоры и кочевники, захватившие земли армян. По этим вопросам существует консенсус, который практически никем из СМИ не оспаривается. Разница лишь в степени оценки “дикости” азербайджанцев и сроков их появления на “исторических армянских землях”.

Вообще, тема азербайджанской нации – одна из самых любимых в Армении. Писатели, историки и политики соревнуются в поиске
доказательств появления азербайджанской нации 70 лет назад с легкой руки Сталина. Этот “факт” преподносится, как один из козырей в споре с Азербайджаном о принадлежности Карабаха.

Яркий пример, едкие и уничижительные публикации советника и пресс-секретаря “президента” Нагорного Карабаха  Давида Бабаяна о происхождении азербайджанской нации. Претендующий на звание историка Бабаян, делает свои “выводы” без каких-либо ссылок и доказательств! (1)

Вот  выдержка из  произведения Бабаяна, достаточно полно характеризующая отношение автора к теме:

“В первой части исследования, опубликованной 8 января 2017 года (https://regnum.ru/news/2224735.html),  указывалось на азербайджанское происхождение праотца человечества Адама и его жены Евы, подтверждением чего является то, что в азербайджанском языке слово “адам” переводится как “человек”. Однако последние исследования показали, что слово “адам” восходит к протоазербайджанскому “атам”, корень которого “ата” означает “отец”, т. е. в данном контексте — “праотец человечества”. Это открытие дает ключ к окончательному пониманию и идентификации месторасположения мифической Атлантиды. Ведь топоним “Атлантида” изначально звучал как “АТАлантида, т. е. земля отцов, отечество или прародина человечества. От этого же самого корня происходит и название Атлантического океана, ранее звучавшее как «АТАлантический», означавшего «морское отечество человечества». Кстати, русское слово «отечество» также является заимствованием из азербайджанского и ранее звучало как “АТАтечество” с тем же самым смыслом.

В данном контексте весьма неожиданными стали результаты исследования топонима “Манхэттен“. Согласно господствующей теории, название этому острову, ныне составляющему сердце города Нью-Йорк, дало обитающее там индейское племя манахата. Однако на самом деле в основе слова  “Манхэттен“ (Manhattan) лежат азербайджанские слова  “мян “ и  “hАтам “, что означает “Я есть Атам или Адам“. Таким образом, праотец человечества Адам впервые откликнулся на голос Всевышнего и на Его вопрос “кто ты? “, ответил: “Я есть Атам или Адам“. Это в корне переворачивает представления о локализации рая на земле. После этих революционных находок ученые-антропологи, палеонтологи и биологи всерьез начали рассматривать гипотезу о том, что люди не из Евразии мигрировали в Америку через Берингийскую сушу, а наоборот. Эту гипотезу косвенно подтверждает и название Чукотка, в основе которого видоизмененные временем два азербайджанских слова “чох“ и “орта“, что означает самая середина. И действительно, если посмотреть на карту, то на пути из Манхэттена, т. е. побережья Атлантического океана, к Европе, центру Евразии и Африки, Чукотка занимает серединное положение. И здесь древние азербайджанские мореплаватели и переселенцы не только точно указали географическое положение Чукотки как серединного звена миграции протолюдей, но и были первыми, кто ввел в оборот слово “экватор“, в основе которого лежит азербайджанское слово “ики“ — “два“, т. е. линия, разделяющая земной шар на две половинки. И оно изначально звучало как “ИКИватор“. Ранее мы уже говорили об этимологии Атлантического океана. Так вот, азербайджанцы дали название и Тихому океану. Слово “пасифик“ в своем корне имеет азербайджанское слово “пиши“ — “котенок“ и изначально звучало как “Пишифик“, т. е. “игривый и мирный”.

В данном случае, ссылка на российское агентство Регнум не случайна. В этом ресурсе ключевые позиции с самого начала занимали армянские журналисты и этот ресурс всегда отличатся проармянской позицией.

В аналогичном духе пишет об Азербайджане и азербайджанцах Пандухт — автор сайта Восканапат.
Термины “закавказские турки“, “аскерня“, “кочевники“ и пр. – любимые выражения.
Вот ссылка на серию его статей под названием “Вся правда о “международно признанных границах“ Азербайджанской республики“, призванных доказать не состоятельность принципа территориальной целостности Азербайджана и незаконность нахождения Нагорного Карабаха в его составе (2).

В целом, линия этого издания, считающегося одним из самых агрессивных, исключить какой либо компромисс в примирении с Азербайджаном. Поэтому, и остальные публикации сайта отличаются крайней непримиримостью и агрессивностью.

Противоположной данной позиции можно назвать сайт “Epress.am”, занимающий относительно взвешенную позицию. Пожалуй, это единственный постоянно действующий сайт, где  есть публикации о преследованиях и убийствах азербайджанцев в Армении.
“События в Гугарке. Как громили азербайджанцев“ (3).

На этом сайте можно встретить публикации, ставящие под сомнение теорию исключительности армян, всеобщей вины азербайджанцев и необходимости воевать с Азербайджаном до полной победы.

Данное СМИ публикует материалы о необходимости поиска мира и примирения с азербайджанцами и турками. Примером могут служить, выставленные на сайте, совместное обращение миротворцев Георгия Ваняна и Зардушта Ализаде к властям Армении и Азербайджана, а  также статья Ваняна о его поездке в Азербайджан в 2018 году (4).

В продолжении темы взаимных поездок, хотелось бы привести пример реакции в соцсетях на такие визиты. Например, в феврале этого года автор этих строк посетил Ереван в качестве журналиста. Вот какова была реакция в соцсетях Армении, имевшая место на странице одного активного армянского блогера, возмутившегося допуском азербайджанского журналиста в Ереван (ред. – орфографические ошибки исправлены нами):

“Андрей Григорян: вы что совсем…
Елена Дадаян: скоро будут пить азер-чай » ахмат» или «ахмах»
Зограб Исоян: И в чем тут проблема?
Норайр Маркарян: Bладимир это хорошо или плохо? Как вы думаете?
Зограб Исоян: и где тут признак капитуляции?
Катерина Тиш: А вы уверены что он не развернёт там шпионскую деятельность? И у Азербайджана есть такой же армянский корреспондент?
Dilbaryan Araik:Это утка или я что то не понимаю.
Елена Дадаян: Это гусь.
Рудольф Айриян: Гуси и утки у власти)
Элина Бабаян:
У власти скоты.
Норайр Микаелян: Кто будет отвечать за все это!!!

Катерина Тиш: Норайр Микаелян отвечать будет наше гуманное правительство, которое хочет показать миру, что у нас демократия, а на самом деле у нас анархия.
Dilbaryan Araik: Кто теперь турк Сержик, Робик или Николик??
Garegin Grigoryan: Надо действовать, завтра будет поздно…
Armine Martirosyan: Ужас отупели окончательно.

Катерина Тиш: Armine Martirosyan нет не отупели, это спец программа (на Украине было жеще в Армении чуть по-другому.
Человек, который пришел к власти с ультиматумом «или я, или никто», это называется терроризм. Bласть находится в руках террористов. Если сравнивать с бывшими руководителями, то эта самая непредсказуемая власть.
Татул Тигранян: Армянам граждан РФ даже не разрешают в Баку поехать, а у нас ихние журналисты работают интересно.
Катерина Тиш: Это новый образ шпионажа под таким прикрытием, завтра этот журналист принесёт своей стране нужную информацию
Эмиль Осипян: Так вот они о чем договаривались.
Давид Бахшиян: Болтун находка для шпиона!!! Дать врагу изнутри информацию это очень глупый поступок.

Карина Саркисян: Где вы видите народ ????? И где вы вообще видите единство нации и патриотизм …… Это стадо отупевших баранов которому ничего и никогда не нужно было …..И это стадо баранов достойна такого правительства, что сейчас у власти …….
Софья Саркисян: Дружба началась??!!((((
Ответственных за принятие такого жуткого решения надо судить и посадить!
Давид Бахшиян: Одни при власти воровали, другие при власти сдают страну врагам! У нашей страны не просто нет дипотношений с Азербайджаном, а война с ней, как можно МИДу давать аккредитацию работникам СМИ вражеской стороны? Они не понимают что это потенциально шпионы! Там реально люди сидят не точно, то не профессионалы, тупые и не грамотные люди. Страну сдают без боя.
Карен Григорьян: Турки конечно этого не поймут, но мир поймёт, этот дипломатический ход. Но как можно было подумать, что страну сдали, как, не делайте поспешных выводов.
Саркис Оганесян: Это не дипломатический ход, а прямая продажа интересов. Когда в страну приглашают спецслужбу врага, это в мире называют дипломатический ход? Тогда я полководец маршал Жуков ???)))))))) Это просто предатель…
Svetlana Korkotyan Карен Григорьян. Это еще может быть провокационным ходом со стороны Азербайджана. Сами же убьют своего, а обвинят наших, и поднимут вой на весь мир…”

Нацеленность армянской прессы на полный негатив в отношении Азербайджана выражается и в том, что журналисты соревнуются в поиске “фактов“, изобличающих коварную политику Баку в отношении всех его соседей. Так, если верить ереванским изданиям, Баку готовит перевороты в Иране, поддерживает сепаратизм местных азербайджанцев, снабжает Израиль разведданными об Иране. Кроме того, Баку стремится отхватить часть территории Грузии с ее историческим наследием – Монастырем Давид Гареджи.
Вот как пишут на эти темы известные сайты: Armenpress, Aravot и Lragir.

Вот выводы, сделанные армянским экспертом для издания Armenpress:

1. “На протяжении многих лет в результате активного военно-технического сотрудничества с Азербайджаном в приграничных с Ираном районах этой страны, которые в американо-израильских антииранских программах постоянно рассматривались в качестве важного плацдарма, была сформирована довольно эффективно действующая сеть израильских спецслужб, самой последней масштабной операцией которой около года назад был вывоз через Азербайджан нескольких тонн документального архива по ядерной программе Ирана.
2. Турецко-азербайджанская тактика “действий чужими руками” на примере того же сирийского конфликта, а в данном случае посредством внедрения тюркских и исламских радикальных группировок, в практическом плане испытана на активных военных этапах Арцахской проблемы. Последний пример этого — активизация военной ситуации в апреле 2016 года. При этом после Турции действенную инфраструктуру в этом направлении создал и другой региональный противник Ирана — Саудовская Аравия. доказательством было вербовка и внедрение тысяч азербайджанцев в ближневосточные конфликты.
3. Во властных, но гораздо более очевидным образом, в общественно-политических кругах Азербайджана исторически доминирующее место занимает иранофобия, соперничая своим влиянием только с антиармянскими настроениями. Это обстоятельство в глубинном плане всегда беспокоило Иран, вселяя неуверенность по отношению ко всем режимам Баку за всю историю независимого Азербайджана“ (5).

А вот как издание Aravot раскрывает “коварные“ планы Азербайджана в отношении Грузии:

“Азербайджан поставляет в грузинские библиотеки книги, содержащие ненавистнические высказывания против армян. Хотя сами библиотеки проблемы в этом не видят, некоторые грузинские азербайджанцы боятся, что это может способствовать зарождению этнической напряженности. Когда грузинский азербайджанец Имран Гафаров обнаружил в публичной библиотеке в Марнеули — городе с этническим большинством азербайджанского населения в регионе Квемо Картли на юге Грузии — книгу, полную территориальных претензий и ненавистнических высказываний в отношении армян, он не мог поверить своим глазам.

“Когда я посетил библиотеку Марнеули, я увидел книгу «Памятники западного Азербайджана», написанную Азизом Алекперли. Я думал, что книга будет об исторических памятниках, расположенных на западе Азербайджана. Однако, когда я прочитал книгу, стало ясно, что книга о памятниках, расположенных на территории Армении. В книге содержался элемент враждебности по отношению к армянам“, — сказал Гафаров OC Media.

В библиотеке есть две копии книги. На 13-й странице издания 2006 года говорится о территориальных претензиях к Армении. На 21-й странице автор утверждает, что армяне совершали геноцид против азербайджанцев четыре раза. Издание 2007 года содержит карту “Западный Азербайджан“, на которой локации, расположенные в Армении, написаны в азербайджанском варианте. “Грузинское государство должно не допускать ввоза подобных книг в Грузию“ .

Аида Тагиева, этническая азербайджанка и общественный деятель из Грузии, считает, что книги, содержащие ненавистнические высказывания, должны быть изъяты из библиотек. “Просто неправильно называть людей «низкопробными» или “двуличными“. Грузинское государство должно не допускать ввоза подобных книг в Грузию», — сказала она OC Media. По ее словам, такие книги оказывают “психологическое воздействие“ на азербайджанцев, проживающих в Грузии. “В результате давления со стороны Азербайджана, около 80% грузинских азербайджанцев в настоящее время испытывают определенную ненависть к армянам. Хотя это не очевидно на поверхности, это чувствуется в определенных контекстах. Такие книги усиливают это давление“, — сказала Тагиева. Она также заявила, что это давление является частью политики Азербайджана. “Правительство Азербайджана видит нас как их часть. Им пригодятся грузинские азербайджанцы, наполненные ненавистью к армянам. Если здесь возникнет конфликт, они будут использовать их в своих интересах“, — сказала она. Однако она добавила, что Грузия понимает, что Азербайджан сильно пострадал во время войны. “Мы сожалеем об этом, и мы всегда осуждали геноцид в Ходжалы. Тем не менее, справедливость не рождается из ненависти. Это не значит, что мы должны быть врагами с армянами в Грузии. Невинные люди, которые жили во время войны, не должны становиться мишенью. Те, кто проживают в Грузии, по большей части, не участвовали в конфликте. Эти вопросы должны решаться не нами, а между государствами“ (6).

Вот публикация издания Lragir на эту же тему  азербайджано-грузинских отношений:

“Ученый совет Института истории Академии наук Азербайджана заявил, что часть грузинских земель являются историческими азербайджанскими территориями, а столица Тбилиси несет в себе азербайджанскую культуру. Азербайджанские ученые утверждают, что южные и восточные провинции Грузии входили в Албанское царство,  азербайджанцы, как известно, с некоторых пор считают себя потомками албанцев.

Фактически, азербайджанские ученые объявляют начало атаки против Грузии, подобно той, что они уже много лет осуществляют в отношении Армении, Еревана, армянских памятников, объявляя их своими.

Атака на Грузию обусловлена спором по поводу грузинского монастыря Давид Гареджи, на самой границе Азербайджана с Грузией. Часть монастырского комплекса расположена в Грузии, но небольшой фрагмент находится на территории Азербайджана. Несколько недель назад азербайджанские пограничники не позволили грузинским паломникам посетить монастырь.

Потом инцидент, вроде, был исчерпан – азербайджанцы заявили, что проводят ремонтные работы. Но заявление ученых говорит о серьезных, военно-политических претензиях.

Хотя вряд ли в Тбилиси удивятся, и вряд ли в грузинском истеблишменте есть хоть один человек, который надеялся, что аппетиты Баку будут насыщены Арменией, в том числе Арцахом. Под этими претензиями и аппетитами кроется нечто гораздо более глубинное, что обуславливает перспективы присутствия тюркского элемента в регионе, его безопасности для других.

Если грузинскому истеблишменту кажется, что вопрос сугубо армяно-турецкий, то это серьезное заблуждение, которое и раскрывают азербайджанские ученые, подтверждая, что нет отдельно безопасности Армении и Грузии, они органически сращены.

Между тем, кое-кто в Грузии обуславливает происходящее между Грузией и Азербайджаном «армянским фактором». Российское агентство Регнум процитировало грузинского эксперта, который обусловил поведение Азербайджана Арцахской проблемой. По его словам, поскольку армяне представляют в качестве исторических аргументов христианские памятники, то Баку выдвигает гипотезу, что не только Карабах, но и регион Саингило являются памятниками албанской культуры.

Грузинский эксперт полагает, что, несмотря на добрососедские отношения Грузии и Азербайджана, Баку, исходя из этого, не идет на уступки, считая, что таким образом даст новые аргументы армянам“ (7).

Настоящая вакханалия развернулась в армянской прессе вокруг возможного участия армянского футболиста Генриха Мхитаряна в финале Кубка Евролиги в Баку. Вот публикация в том же издании Lragir, где тема Мхитаряна  “разъясняется“ с точки зрения того, что в Азербайджане ненависть к армянам и армянскому наследию имеют исторические корни.

“В столице Азербайджана Баку с 30 июня по 10 июля состоится 43-я сессия ЮНЕСКО, на которой будут обсуждаться вопросы сохранения мирового наследия. И это вызывает как минимум недоумение – ЮНЕСКО проводит заседание в стране, которая планомерно уничтожает наследие армянской культуры. Вопиющие факты уничтожения хачкаров в Нахиджеване, в Джуге происходили на глазах всего мира, в том числе, ЮНЕСКО.

Таким образом, Баку может поставить точку в истории ЮНЕСКО, если руководство этой организации не выставит счет Азербайджану. Хотя при желании это можно было сделать давно, и решения о проведении сессии в Баку тоже не было бы.

Для того, чтобы задать вопросы, не нужно ездить в Баку. Город, конечно, имеет свой исторический облик, в том числе, благодаря армянской культуре, но в результате политики руководства этой страны город превратился в логово антиармянских фобий и антицивилизационного позора.

Свидетельством тому – недавние события, связанные с финалом Лиги Европы, которые стали фиаско азербайджанского руководства. Примеров позора было немало – людей подвергали приводу за то, что они выходили на улицу в майках Генриха Мхитаряна.

Но это было фиаско не только Алиева, но и УЕФА, который в сентябре 2017 года почему-то решил, что финал Лиги Европы следует провести в Баку.

Решение УЕФА породило не только проблему Генриха Мхитаряна, но и дискомфорт для миллионов болельщиков. И болельщики, и специалисты осуждали и иронизировали над выбором города и стадиона. В международной прессе появилась информация, что после первой половины матча руководство страны решило открыть ворота стадиона и впустить болельщиков бесплатно, чтобы заполнить пустоты, хотя и это не скрыло печальную картину.

И это при том, что решением УЕФА на этом же стадионе должны состояться и игры первенства Европы в 2020 году.

Теперь активно к фиаско движется ЮНЕСКО, решив провести заседание в стране, где уничтожается наследие армянской культуры.

Как принимаются такие решения, в обход политики, которую проводит Азербайджан? И не только в отношении армян. Дан старт и историко-политической агрессии против Грузии.

Заложена ли в основе таких решений икорная дипломатия, по которой уже были разоблачения в ряде европейских столиц?

Или решения принимаются для того, чтобы показать контраст и заставить Баку платить за собственный дискомфорт?

Что намерены предпринять власти Армении в преддверии 43-й сессии ЮНЕСКО в Баку?” (8).

                                                         Каковы выводы ?

Недавняя поездка автора этих строк в Ереван позволила сделать неожиданный, на первый взгляд, вывод о том, что в обычной жизни авторы вышеназванных публикаций настроены достаточно миролюбиво. Общение с коллегами-журналистами, экспертами и политиками проходило вполне корректно. Однако, как в Армении, так и в Азербайджане существует общественный заказ на изобличение коварных соседей.

В СМИ существует никем не оспариваемое правило – защищать национальные интересы, что подразумевает осуждение всего, что связано с Азербайджаном и представление азербайджанцев в негативном свете.  Точно такая же ситуация и на противоположной стороне.

Чтобы лучше понять причину подобных настроений в обществе страны, с которой мы в военном конфликте, необходимо помнить: для Армении и армян есть ряд вопросов, играющих определяющее значение, это: cобытия 1915 года, политическая роль армянской церкви и Карабах.

Эти вопросы — главный связующий элемент этой нации. На многие вопросы армяне смотрят именно через эту призму и многие свои действия (если не все) объясняют именно последствиями этих событий или угрозой их повторения.

Вряд ли можно согласится, что оценки армянского общества объективны, скорее наоборот. В то же время, в частных беседах собеседники из числа работников прессы,  гражданского общества и простых граждан давали понять, что не совсем согласны с “общенациональной идеей“ о конфронтации с Азербайджаном и борьбой до победного конца. Однако, открыто выступить против этой линии равносильно самоубийству.

В то же время, самые ярые противники примирения и компромиссов не скрывали готовности помириться и сотрудничать с Азербайджаном, но только после признания Баку независимости Нагорного Карабаха и потери оккупированных территорий вокруг него.

Общей «задачей», стоящей перед армянскими СМИ являются также ряд тезисов, повторяющихся с постоянной периодичностью: в Азербайджане скоро закончится нефть, поэтому идти на компромисс с Баку не надо; азербайджанцы воевать не умеют, ибо не чувствуют принадлежность им Карабаха;  требования армянской стороны всегда были законны, а Азербайджан это искусственно созданная страна, где эксплуатируют автохтонные народы – лезгин, талышей, аварцев, курдов  и будущего у этого государства нет. Наконец самое главное: в Азербайджане не могут обеспечить права и свободы собственных граждан, как после этого можно верить, что там смогут обеспечить права и свободы армян.

Еще один важный момент касается того, что в армянской прессе фактически нет материалов – статей, аналитики, интервью на тему поиска путей примирения с Азербайджаном. Нет идей и программ поиска мира, взаимных компромиссов. Нет также и позитивных примеров из прошлого, на чем можно было бы строить примирение двух народов.

Сейчас в Армении и Азербайджане говорят о необходимости шагов для примирения сторон. Одним из элементов этого процесса должен стать обмен делегациями журналистов. Было бы крайне полезно использовать эту возможность, чтобы совершить первый прорыв в сознании обществ двух стран.
В нашей ситуации средства массовой информации  становятся важнейшим инструментом, который может склонить народы как в сторону поиска мира, так и в другую сторону.