Социальные протесты в Армении: газовые коктейли и пенсионное будущее
Сразу после новогодних праздников граждан Армении ввергли в шок декабрьские счета за газ и электроэнергию. Очередное повышение цен произошло в июле 2013 года, но в эту нетипичную для Армении холодную зиму пришлось использовать больше энергии для отапливания помещений, и только теперь стали ощущаться дополнительные почти 18% и 27% оплаты за газ и электроэнергию.
Выражалось недовольство и качеством газа. Как говорится, три в одном! В Фейсбуке появились многочисленные записи пользователей о том, что газа сжигают много, а в квартирах все равно недостаточно тепло, что приходится включать еще и электрообогреватели. “Газ настолько слабый, что пока закипает мой утренний кофе, я успеваю принять душ и побриться”,- написал в Фейсбуке один пользователь.
О сомнительном качестве газа стали говорить многие. В прессе даже выдвигались разные версии о газовых коктейлях, ( газ смешивают с воздухом, с водой) или о подаче газа под недостаточным давлением.
Компания “АрмРосгазмпром”, которая на днях была переименована в “Газпром Армения”, отреагировала заявлением, в котором представила стандарты газа, поставляемого в Армению в холодные месяцы, и даже выразила готовность провести совместную специальную экспертизу. Однако такого рода заявления не внушили доверия жителям Армении, так как лабораторные исследования должны были проводиться в самой же кампании.
И это недоверие усилилось также из-за произошедших накануне Нового года событий. В конце 2013-го между правительствами Армении и России было подписано газовое соглашение, по которому Министерство энергетики и природных ресурсов Армении обязалось до 31 января 2014 г. передать ОАО “Газпром” принадлежащие ему 20% акций ЗАО “АрмРосгазпром”. Отмечалась также причина – государственный долг Армении в размере 300 млн долларов за полученный российский газ. Договор останется в силе до 31 декабря 2043 г. В течение ближайших 30 лет “Газпром Армения” будет обладать исключительной монополией на газ, поставляемый потребителям Армении. Импортируемый в нашу страну газ не подлежит экспорту, а армянская сторона должна гарантировать неизменность положений соглашения.
Подписание этого документа вызвало в политических и общественных кругах огромную волну недовольства и главным образом потому, что правительство так и не сумело представить убедительные объяснения относительно того, как, когда и почему образовался государственный долг в 300 миллионов долларов. И главное, почему об этом стало известно теперь и именно таким образом — общественность поставили перед свершившимся фактом.
В начале декабря 2013 г. активные общественные массы начали проводить перед зданием Национального Собрания акции протеста. К акциям присоединились и оппозиционные политические деятели. Парламентское большинство правящей Республиканской партии в полном составе одобрило соглашение. Оппозиционные силы в знак протеста не приняли участия в голосовании.
Почти в тот же период стало широко известно и о другом непопулярном решении правительства, вызвавшем в обществе еще большее возмущение. На этот раз речь шла о так называемой обязательной накопительной пенсионной системе, которая была принята опять-таки Национальным Собранием и уже вступила в силу с января 2014г. По новой системе родившиеся после 1974 года граждане в обязательном порядке должны перечислять в государственную казну от 5 до10% своей зарплаты и таким образом копить себе на будущую пенсию. Государство в свою очередь гарантирует возвращение этих выплат через пару-тройку десятков лет!
К получившим большой размах акциям протеста на улицах Еревана и в социальных сетях присоединились сотрудники ряда государственных структур. В Фейсбуке стали звучать призывы либо не платить за коммунальные услуги до последнего дня (ведь и этого будет достаточно, чтобы причинить ущерб монополистам), либо вносить плату по частям. Объединившиеся в другую группу пользователи этой социальной сети выступали за организацию акций неповиновения против новой пенсионной системы. Это движение получило название “Я против”.
Более 50-ти организаций и молодых активистов обратились к премьер-министру РА Тиграну Саркисяну с письмом, в котором отмечали, что закон содержит риски и поднимет еще большую волну эмиграции из страны. И на этот раз, когда в парламенте принимался закон, собравшаяся на улице общественность, кстати, не только молодежь, выражала протест. Самая массовая акция протеста состоялась 18 января в Ереване, количество участников превысило 10 тысяч человек.
Гражданин: “Я надеюсь, что Конституционный суд не одобрит закон, так как он нарушает все наши права. У нашей семьи уже есть горький опыт: в течение многих лет мои родители копили деньги, но во время развала Советского Союза в одночасье потеряли все свои сбережения. Я убеждена, что сейчас произойдет то же самое. У них только одна задача – пополнить госбюджет”.
Гражданин: “Я против этого принуждения, потому что когда у моего ребенка завтра будет работа, то у него станут отбирать более 10% зарплаты. На эти деньги я могу сегодня купить два мешка муки, и этого хватит моей семье на целый месяц. Дайте сейчас мне 100 мешков муки, и завтра я сам верну вам 160 тонн муки”.
На фоне этой социальной напряженности между вторым президентом РА Робертом Кочаряном и действующим премьер-министром Тиграном Саркисяном развернулась заочная полемика. В интервью для прессы Р.Кочарян заявил, что вопрос внедрения нового пенсионного механизма обсуждался еще при его власти, однако он из-за рискованности реформы не пошел на это. Нет гарантии, что в случае провала правительство РА сможет компенсировать потери граждан. Наивно всерьез воспринимать аргумент о компенсации из бюджета, на который ссылается правительство, сказал в интервью Р.Кочарян. Гражданин: “Мы уверены, что победим. Мы защищаем свои права. Закон однозначно является антиконституционным и антигуманным, особенно в условиях нашей страны”.
Гражданин: “То, что собралось столько людей, уже воодушевляет. Мы должны добиться желаемых результатов, удовлетворения наших требований. Мы не доверяем правительству. Я сам являюсь работодателем”.
Гражданин: “Нужно бороться, выходить на улицу, создать такое государство, в котором можно жить. Правительство каждый день обманывает нас. Взять хотя бы факт долга за газ в 300 миллионов. Как мне после этого доверять заявлениям о том, что через 30 лет, на протяжении которых я буду копить свою пенсию, кто-то понесет ответственность или вернет нам эти суммы!”.
“В действительности обязательная накопительная пенсионная система не менее опасна, чем война, геноцид, продолжительная засуха ”,- написал на своей фейсбуковской странице бывший премьер-министр РА Грант Багратян. Он обратил внимание членов Конституционного суда на несколько фактов, которые свидетельствуют о том, что сейчас нет примеров других стран, внедривших такую систему именно с такими условиями. А те страны, которые внедрили, очень скоро были вынуждены изменить их.
24 января Конституционный суд Армении принял решение о приостановлении действия закона о пенсиях до конца марта, до завершения рассмотрения дела в суде. Есть надежда, что после решения суда новая пенсионная система перестанет быть обязательной. Продолжают также звучать призывы к дальнейшей борьбе.
Материал подготовлен в рамках проекта Исследовательского центра Регион, поддержанного посольством Польши в Армении. Позиции и мнения выраженные в материале, не отражают позиции и мнения правительства Польши.